Sunner Soul: «Нужно быть честным с самим собой и с публикой»

Вот уже десять лет омич Александр Чебаньков, более известный под псевдонимом Sunner Soul, пишет электронику, развивает собственный лейбл Vintage Music и выпускает на нём отечественных музыкантов. Однако, проживая в Сибири, ему всё чаще приходится ориентироваться на Запад. Понятно почему: у большинства россиян практически отсутствует культура покупки музыки. На зарубежном лейбле Kinjo Music со дня на день выйдет и «Deja Vu» — следующая работа Александра. В преддверии релиза музыкант рассказал «Ракете», как записать качественный материал и грамотно продвинуть его, не покидая родные пенаты. 


— В Омске очень мало музыкантов, которые занимаются электронной музыкой.

Их было много, просто кто-то уехал, кто-то перестал этим заниматься. Мало кто остался из электронщиков. Сейчас, в основном, это рок или альтернатива, либо совсем экспериментальная музыка.

— Но постепенно и они гаснут…

Это нормальное явление в нашей стране, потому что многие не видят результата, которого хотят добиться. Зарабатывать на этом тяжело. Я долгое время занимался музыкой на голом энтузиазме.

— А основная деятельность какая была?

Я занимаюсь рекламой и маркетингом уже 12 лет.

_VF4aiZGZSs

— Расскажи как маркетолог, как у нас в Омске можно развивать творческие проекты, например, интернет-радио?

Оно должно быть изначально продумано с целью заинтересовать. Не просто быть фоновой музыкой для кого-то. Многие паблики «ВКонтакте» подают информацию, которая изначально интересна, которую ищут люди. И именно этим привлекают молодёжь. Сложно сказать о какой-то фишке, которая сделает успех. Это и музыка, и информация, и вообще контент, который будет интересен.

— Если взять «The Rock Club», то они брали в основном группы, которые нравятся большинству омичей. А сменивший его «Street Beat» показывает новую музыку. Такую, как электроника, инди…

Это дань времени, как мне кажется. Просто «The Rock Club» себя давно изжил. Был «Гамбринус», был «Party Piano». Ничто не вечно: первые становятся последними, последние становятся первыми. Этот круговорот он и в музыке существует.  Не нужно стоять на месте, надо всегда искать и добавлять что-то новое. 

— Но ведь на раскрутку и пиар нужны деньги…

Я в себя вообще денег не вкладывал. Всё произошло благодаря тому, что людям понравилась музыка, которую я делаю. Люди сами ко мне обращались, предлагали выступления в городах, предлагали контракты на выпуск музыки. Больше вкладывал времени на то, чтобы сделать какой-то хороший материал. Я занимаюсь электронной музыкой 10 лет уже, перепробовал разные направления, но со временем понял, что мне нравится музыка более мягкая. В электронике есть много подстилей, жанров. Я выбрал для себя дип-хаус, диско-хаус и отдельное направление сэмплинга. Это танцевальная музыка, но не агрессивная, более спокойная.

— Сейчас ты занимаешься своей деятельностью только в Омске?

Я живу в Омске. И многие спрашивают, почему я не уехал.  Я привык уже к этому месту, и не вижу для себя какой-то цели  заниматься музыкой в другом городе.  Мне не нужно переезжать в Москву или Петербург, чтобы стать каким-то популярным и известным. Если  человек умеет хорошо делать своё дело, то он будет востребован, где угодно.  Для того, чтобы свести треки качественно, необязательно куда-то уезжать. Можно свой материал отправить в студию через Интернет, где профессионалы сделают необходимый мастеринг, и он будет на абсолютно хорошем уровне.

— Многие музыканты могут записать альбом из, допустим, 15 треков, а потом полгода готовят его к выходу. Что можно делать так долго, если сейчас доступны такие технологии?

Есть период, когда ты анализируешь своё творчество. После того, как я напишу какой-то трек, я не пытаюсь сразу его выпустить. Некоторое время я держу этот материал у себя, слушаю его на разной акустике, чтобы понять, какие есть ошибки в звуке и со временем почистить и убрать их. Сегодня ты слышишь так, а завтра иначе. И весь этот период ты анализируешь, какой лейбл бы с радостью взял твою композицию и выпустил. 

TklwFs2bKgA

— Можно ли зарабатывать какие-то деньги, занимаясь музыкой у нас в России?

 У меня сейчас около 30 лейблов, которые выпускали мой материал. Они в разных частях света находятся. И та аудитория, которая находится в России, имеет свой менталитет. За рубежом даже мелодии на телефон не ищут в бесплатном доступе, а покупают. Людям не жалко заплатить денег за хорошую вещь, которая нравится лично им. У нас всё подвержено пиратству, поэтому заработать в России деньги на продаже музыки невероятно тяжело.

— А почему тогда молодые музыканты сразу же помещают свои релизы в Google Play и iTunes?

Это не они помещают, а лейбл и дистрибьютор. Изначально ты подписываешь контракт и отправляешь музыку лейблу. Лейбл имеет контракт с дистрибьюцией – это кампания, которая распространяет твою музыку по всему миру. Я работаю напрямую и дистрибьюцию из этой цепочки исключил, потому что она забирает деньги, которые я сам бы мог заработать. 

— У  тебя был опыт выезда в другие города?

Я выступал в Санкт-Петербурге, во Владивостоке, в Новосибирске, в Красноярске.

— Многие группы уезжали в другие города, чтобы записать свой альбом и потом этим откровенно хвастались. Это часть пиар-кампании?

Я достаточно часто мониторю, что музыканты выкладывают в сеть о себе и о своём творчестве. И зачастую прибегают не к самым чистым способам пиара. Всё должно быть завязано на качестве того материала, который ты делаешь. В России это далеко не так. Многие, кто пишут о себе хвалебные посты, не являясь теми, за кого себя выдают. Всячески пытаются себя разрекламировать, но при этом ещё не достигли достойного уровня.  Мне кажется, молодым ребятам нужно выделить для себя каких-то людей, на которых нужно равняться в творчестве. Слава или популярность не приходит за один день, её нужно заслужить. Тут нужно приложить массу усилий, времени и профессионализма, чтобы достичь достойного уровня.

— Бывали случаи, когда в творчестве некоторых групп происходил «скачок», после которого они набирали популярность, и их начали любить и слушать.

На самом деле за этим скачком лежит огромная проделанная работа. К тому же сейчас очень большая конкуренция. За последнее время появилось множество личностей, связанных с музыкой. Новые технологии сейчас дают новые возможности себя реализовать.

— Ты не считаешь, что сейчас какой-то мейнстрим мечтать о создании своей группы и написании музыки?

Это не то что бы дань моде, а некая отдушина для выражения самого себя. Если человек мечтал научиться играть на гитаре и он научился, то, конечно же, он будет играть музыку и петь. И ему этого никто не запретит. Через Интернет он может показать свою музыку и заявить о себе. Сейчас из-за этой доступности очень много появилась, как называют, «шума». И талантливым ребятам трудно пробиться. Сейчас настолько много разного контента, что его не хочется слушать. Надо просто иметь какой-то собственный взгляд и вкус, чтобы это фильтровать.  

— Бывали такие моменты, что ты уже почти сдавался, не было вдохновения и мотивации?

Вдохновение — это решающая штука в любом творчестве, будь ты художник и музыкант. Главное верить в то, что ты делаешь. Если ты музыкант и не уверен, нравится ли твоя музыка людям, то собери друзей и покажи им, что умеешь. Выложи в Интернет и посмотри реакцию. Тут не нужно стесняться. 

— И ещё наверное есть такой стереотип, что творчеством ты ничего не добьёшься, нужно найти «нормальную» работу в офисе и сидеть там с утра до вечера.

Это такая схема социальная: ты должен найти работу, жениться, родить ребёнка, взять ипотеку и быть как все. Судьбы у людей по-разному складываются. Кто-то просто перестаёт видеть цель, которую раньше видел и уходит из творчества. Если по себе судить, то во мне пока интерес ещё не угас, мне по-прежнему интересно заниматься тем, чем я занимаюсь, хотя порой сложно себя мотивировать, как раньше. Те цели, которые я перед собой ставил, я уже достиг. Сейчас нахожусь в немного подвешенном состоянии и пытаюсь понять, чего хочу дальше. 

 

«Только талант должен определять,
крут ты или не крут»

 

 — А как это с семьёй сочетается? Ты женат?

Я пока без семьи. Это не мешает, а занимает много времени. Когда человек одинок,  у него много времени на то, чтобы сесть и заниматься написанием каких-то композиций. Не все понимают, что творчеству нужно уделять должное количество времени. Нужно общаться с подобными себе, делать проекты, посещать соответствующие события, чтобы просто оставаться на волне. Чтобы люди видели, что ты жив, что ты в тусовке.

— Нужно ли подстраиваться под вкусы аудитории, когда создаешь свой проект?

Я никогда не подстраивался под аудиторию, я просто приходил и показывал людям то, что мне нравится. Я пытался передать свой вкус, когда приходил на выступление. Подстраиваться под аудиторию — какая-то «проституция», коммерция. Я за чистое творчество и за талант, только талант должен определять, крут ты или не крут. Более коммерческую музыку можно послушать в «Атлантиде» или «Ангаре».

— А если бы тебя пригласили играть в «Атлантиду», пошел бы?

Вряд ли. Если ты не придерживаешься принципов, ты будешь идти на поводу у аудитории, потому что художник рисует так, как он видит. А музыкант играет музыку так, как он слышит. Нужно быть честным с самим собой и с публикой.

— Как ты пришел к тому, что у тебя появился свой лейбл?

Я научился писать музыку, понял, что кому-то она интересна и мне захотелось иметь собственный уголок, где я могу свободно выпускать и реализовывать свои проекты. Чтобы попасть на хороший лейбл, нужно записать качественный, актуальный материал. Раньше я просто отдавал свою музыку, на энтузиазме и ее выпускали. Через некоторое время я стал получать обратную связь и увидел, что моим творчеством заинтересовались популярные артисты на Западе. Затем я начал более серьезно себя позиционировать. 

— Каких ребят у себя выпускал?

Выпускаю, в основном, ребят из России. Это бывает нечасто, так как я избирателен к материалам, которые издаю. Человек шесть из разных городов выпускали музыку у меня. Многие уже отошли от музыки, кто-то стал фотографом, кто то ушел в другую сферу. Мне интересно показать публике, что есть таланты. Географически – это Екатеринбург, Чебоксары, Москва, Тольятти.

Совсем скоро Саша проведет свой первый мастер-класс для музыкантов в Омске, где расскажет еще больше подробностей. Следите за новостями.